История кадетских корпусов

История кадетской школы История кадетских корпусов

История кадетского образования в России начинается в 1701 году с образования указом Петра I Школы математических и навигационных наук в Москве. В школу принимались дворянские юноши с 12-летнего возраста для подготовки «…не токмо к морскому ходу, но и артиллерии и инженерству». И тогда же определяется главная цель подобных учебных заведений    –   подготовка к государевой службе.
    Вслед за «Навигацкой» школой, в ходе Северной войны, в Москве и, только что основанном, Санкт-Петербурге создаются артиллерийские и инженерные школы, морская академия, которые стали базой для образования собственно кадетских корпусов.
    Первый кадетский корпус был основан в 1731 году в царствование императрицы Анны Иоановны, чьё имя он и стал носить, «Дабы шляхетство от малых лет к тому в теории обучены, а потом в практику годны были, шляхетских детей от 13 до 18 лет … обучать арифметике, геометрии, фортификации, артиллерии, шпажному действу, на лошадях ездить и прочим к воинскому искусству потребным наукам».
До конца XVIII века военные школы были преобразованы в кадетские корпуса, открывались новые, всего – 6, самым престижным из которых стал Пажеский корпус. В начале XIX века открыто ещё 3 корпуса.
Кадетские корпуса представляли собой закрытые элитарные учебные заведения, ориентированные на подготовку как офицеров армии и флота, так и гражданских служащих, получавших соответствующее их предназначению, воспитание и образование.
Периодом расширения сети кадетских корпусов стало царствование Николая I. Количество кадетских корпусов значительно возросло, кадетское образование шагнуло из столиц в провинции. Ко второй половине XIX века в кадетской системе образования насчитывалось уже 23 корпуса. Количественный рост их обеспечил удовлетворение возросшие потребности армии и флота.
Реорганизация в 1960-х годах большинства кадетских корпусов в военные гимназии была связана с проведением военной реформы, ставшей следствием анализа поражения России в Крымской войне 1853-1856 годов. В основу решения о создании на базе низших классов кадетских корпусов общеобразовательных, по своему содержанию, военных гимназий, а на базе специальных классов – военных училищ легло положение о том, что специальное образование должно быть отделено от общего.
С 1882 года военные гимназии преобразовываются в кадетские корпуса, ориентированные на подготовку молодёжи к учебе в военных училищах, с целью дать общее образование, предусматривая углубленное военно-физическое и духовно-нравственное развитие личности, им возвращается прежний статус с сохранением прежних наименований. Специальную военную подготовку было признано целесообразным сохранить за военными училищами.
Особый период – период расцвета кадетского образования России связан с назначением в 1900 году главой Главного Управления военно-учебных заведений Российской империи Великого Князя Константина Константиновича, который своей любовью к делу, высочайшей культурой и профессиональным управлением заслужил звание «Отца всех кадет». Весь лучший опыт организации образовательного процесса, накопленный в прошлые годы, используется вплоть до 1917 года, по всей империи открываются новые корпуса.
В 1917-1918 годах почти все кадетские корпуса были закрыты, оставшиеся на территориях контролируемых Белым движением прекращали своё функционирование по мере завершения гражданской войны. Осколки кадетских корпусов вместе с остатками Белых армий покинули Россию и были приняты в Югославии, что стало возможным благодаря позиции короля Королевства сербов, хорватов и словенцев Александра I, выпускного Пажеского корпуса. Символично, что последний Императорский кадетский корпус носил имя именно «Отца всех кадет» Великого князя Константина Константиновича. Он функционировал до конца 1930-х годов.
Всего в России за два века кадетского образования было создано 53 кадетских корпуса.
Возрождение кадетского образования в Советском Союзе началось с образования в 1937 году специальных артиллерийских школ и в 1943 году – Суворовских военных и Нахимовских военно-морских училищ. Развитие кадетское образование России получило с возрождением кадетских корпусов после 1991 года.
В настоящее время в России определились две основные формы кадетского образования:
1. Суворовские военные и нахимовское военно-морское училища, кадетские корпуса Министерства обороны РФ и других силовых ведомств.
2. Кадетские корпуса и кадетские школы Министерства образования и науки РФ.
Оба этих направления имеют законное юридическое основание в соответствии со ст. 86 Федерального Закона от 29 декабря 2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». В настоящее время в системе Министерства образования и науки количество кадетских образовательных учреждений уже подходит к двумстам.
Видеоматериалы по истории кадетских корпусов
фильм 1 История Кадетского движения
фильм 2 История кадетских корпусов 
фильм 3 История кадетских корпусов